Как уже ранее сообщалось 8 декабря в аудитории Мурманского государственного университета состоялся региональный совет Мурманского РО Союза машиностроителей России.

Вектор диалогу на заседании регионального совета Мурманского РО Союза машиностроителей России задал главный инженер СПТБ «Звёздочка» (АО ОСК, Союзмаш Мурманск) Александр Александрович Шишкин. Его доклад — обращение о состоянии и проблематики кадрового состава в судоремонте и судостроении был лаконичен и имел чёткий посыл — «отрасль без новых образовательных программ для кадров не принесет региону ничего кроме проблем»:

— Мы не можем найти метролога для своего предприятия, потому что его у нас не готовят, мы не получаем квалифицированных специалистов по материально-техническому обеспечению, потому что этому не учат. Сегодня 90 процентов наших «мтошников» получают навыки на самой работе.

По мнению Александра Шишкина, также нужно заниматься воспитанием кадрового резерва в сфере руководства. Просто менеджер, придя на предприятие, не может грамотно выстраивать управление. Из положительных моментов в кадровом менеджменте АО «ОСК» , куда входит и СПТБ «Звёздочка», было отмечено согласование руководителей при переходе специалистов на работу на другие заводы внутри корпорации. Правда, всей проблемы закрепления кадров в регионе это не решает.

Подытожив своё выступление, Александр Шишкин призвал к сближению производства и образовательных учреждений для корректировки образовательных программ. Представители высшей технической школы региона (МГТУ) поддержали выступавшего. Однако призвали к тройственному союзу «Школа – ВУЗ – завод». В частности Людмила Баева, заведующая кафедрой технологии материалов и судоремонта отметила:

— Мы опоздали с подготовкой инженерных кадров на 25 лет. Ведь подготовка инженера для производства — это и практика. Должна быть логическая связь – трёхступенчатая связь рабочий, мастер – инженер. Практика в цехах и отделов. Мне близка тема выступлений, но кто в регионе сейчас является предприятием с высокотехнологичной базой и пустит к себе на практику наших студентов и студентов колледжей? Нужно и в школах начинать возрождать получение первой трудовой профессии! Учебно-производственный комбинаты, где они?

Касаемо кадрового резерва, Людмила Сандуовна Баева напомнила о том, что ранее вузы получали не только прогнозы по кадрам, но и по выпускникам школ. А в целом всё плавно движется к тому, что региону нужна новая политика удержания и воспитания своих кадров для промышленности. К диалогу подключилось и региональное министерство образования и науки. Главный специалист отдела профобразования и науки в регионе Лариса Григорьева Ермолаева согласилась с выступающими. Но озвучила и те нюансы с которыми сегодня сталкиваются, к примеру, выпускники системы профтехобразования:

— После выпуска у нас только 47 процентов официально трудоустроены. И те 2 месяца после диплома и перед армией юноши не всегда находят себе работу. Да и Министерство обороны предлагает более выгодные финансовые условия им. Поэтому вопрос прихода на производство решается не в пользу заводов.

И вроде бы заводам нужны кадры и вузы не отказываются от сотрудничества с промышленностью. Так кто же сделает тот первый шаг навстречу друг другу и будет ли это сотрудничество продуктивным? Сомнений в этом не возникает у наших соседей в Архангельской области. Партнёры МГТУ из САФУ поделились своим опытом. Тем более, что в том регионе заводов АО «ОСК» не меньше. Масштабы производства, конечно другие у Севмаша и Центра судоремонта «Звёздочка», но вот все свои профориентационные проекты эти заводы не прикрывали с момента своего создания. Перед собравшимися выступил Марк Леонидович Ивлев, директор института судостроения и морской арктической техники:

— Взгляд университета на данную проблему с кадрами в регионе – это взгляд с другой стороны. Мы постоянно слышим: «Дайте кадры!». И это всегда движение навстречу друг другу. У нас функционирует устоявшаяся система с нашими партнёрами из АО «ОСК». Три краеугольных камня: профориентация, непрерывное образование, научно-исследовательская деятельность. Единственная в России система подготовки технических специалистов с интеграцией в производства с 1-го курса. С нами производственники и профориентационные мероприятия проводят, и студенты у нас сразу вместе с зачёткой получают трудовой договор и работу. К моменту получения диплома он может стать и техником и даже мастером.

Затронута была тема и научно-производственных рот на Севмаше. Воссоздание таких рот стало ещё одним закрепляющим специалистов фактором для региона и завода. Проректор МГТУ Виктория Яценко отметила что сегодня есть все законодательные инструменты, позволяющие подстроить учебное учреждение под график работы производства. Главное начать выстраивать такое взаимодействие. На сегодня нет понимания какие нужны кадры на перспективу 4-5 лет и сколько? Не хватает нашему региону так это координирующего взаимодействия с промышленностью.

Многолетний опыт Архангельских коллег может быть взят на вооружении на Кольском севере. И уже в плане профориентации его применяют на АО «10 СРЗ», где экскурсии на производство стали неотъемлемой частью жизни градообразующего предприятия. Руководитель группы по внешним связям и связям с общественностью АО «10 СРЗ» Ольга Викторовна Попова поделилась как идёт эта работа:

— Мы не претендуем на эксклюзивность своих действий. Мы, как и все заводы корпорации ОСК, 5 лет назад начали активную профориентационную политику и выстраиваем свою кадровую вертикаль. Её низовая точка сегодня находится в детском саду, а вершина здесь в МГТУ. И опыт наших коллег с Севмаша и НИПТБ «Онега» нас вдохновляет. Мы выстраиваем маршруты экскурсий с учетом менталитета детей и подростков. Мы говорим, что рабочую профессию можно получить и на заводе и продолжить потом карьеру в системе предприятий всей судостроительной корпорации. И так же водим на экскурсии на другие предприятия, где работают выходцы с нашего завода и где можно узнать, как и чем живут городские службы.

Ранее эту работу завод презентовали областному комитету по туризму, что позволило более тесно общаться с другими предприятиями в рамках программу по развитию промышленного туризма в регионе. Дмитрий Васильевич Колотов — ведущий специалист Комитета по туризму Мурманской области:

— Пусть вас не пугает такой термин как «промышленный туризм». Это не так уж легкомысленно для сферы машиностроения и напрямую промтуризм завязан для нашего региона на профориентацию. И мы видим, что в области практически каждый завод, комбинат занимается приемом школьников и студентов. Этим летом стартовал всероссийский акселератор по промышленному туризму под эгидой Минпромторга и Агентства стратегических инициатив. Началось обучение для 30 команд со всех регионов России. Цель его — положительный имидж промышленности в регионах, создание нового турпродукта, ну и профориентация. На начальном этапе работы мы столкнулись с тем, что, имеющие опыт промышленных экскурсий неохотно идут на контакт. Причины: ковид, режимность. В ходе Акселератора мы поняли, что всё решаемо, рассмотрели европейский, азиатский опыт и опыт промышленных гигантов России. Мы проводили исследования на тему что школьники и молодёжь знает о работе в нашей промышленности. 55% опрошенных школьников не хотят оставаться после учёбы в регионе, у студентов уже лучше – 37% ищут работу здесь. По кругу профессий у школьников больше в мыслях социальных профессий, с возрастом более практичный выбор в пользу технических профессий. Дети ориентируются на то, что видят и экскурсии в этом помогают. Наш комитет готов помогать всем предприятиям в организации туров и привлекать уже работающих операторов для привоза туристов с разных городов области. Так же, как и предыдущий оратор, считают, что поиск и подготовка кадров —это совместная работа. Мы готовы вам помогать в этом деле. Молодёжь нужно закреплять на севере. А опыт 10-го СРЗ стал для нас был большим откровением и надеемся, что и дальше пойдут в деле пропаганды своей отрасли.