16 апреля в Мурманском индустриальном колледже (входит в МРО СоюзМаш) прошёл круглый стол «Организация производственной практики студентов профессиональных образовательных организаций на предприятиях Мурманской области».

Присутствовавшие на встрече обменялись опытом лучших практик подготовки кадров. В обсуждении приняли участие представители учебных заведений, а также предприятий-работодателей: Кировского филиала АО «Апатит», Мурманского торгового и рыбного портов, филиала СРЗ «Нерпа» и ряда других.

Как было сказано в начале обсуждения, практика — это клубок взаимосвязанных и взаимозависимых вопросов. Помимо обретения практических навыков и знаний, необходима социальная адаптация на предприятии. Любой негативный опыт прохождения практики, вызывает нежелание приходить на предприятие по окончанию учёбы. Играют роль также техническое оснащение производства, дающее понимание перспективы дальнейшего развития, отношение к обучающимся. Случается, что практиканту просто говорят, чтобы не мешал, а посидел в сторонке, потом, дескать, мы тебе всё напишем.

Своё мнение по обсуждаемой теме выразили также первый заместитель председателя Мурманской областной думы, член МРО СоюзМаш Владимир Мищенко и заместитель министра образования Мурманской области Татьяна Ларина, член Регионального совета МРО СоюзМаш. Она, в частности, озвучила некоторые цифры. Так, в области обучается на данный момент около 18 тысяч студентов. Ежегодно выпускается около 3,5 тысячи специалистов разных направлений.

— Мы ориентируемся на ваши потребности, — обратилась она к работодателям, — информацию о них собирает министерство социального развития, в структуру которого входит центр занятости. От этого зависит количество бюджетных мест.

А что касается практики, заинтересованность в качественной её организации должна быть обоюдной. И здесь всё имеет значение: как ученик будет добираться на предприятие, как его там встретят, кто будет наставником и так далее.

По словам директора индустриального колледжа Григория Шатило, со многими предприятиями выстроено давнее плодотворное сотрудничество. Но так бывает не всегда, поэтому важен официальный статус практиканта, необходима определенная законодательная основа прохождения практики.

Владимир Мищенко отметил готовность помочь в этом вопросе. Но, возможно, вполне достаточно ряда федеральных законов и приказов министерств науки и образования по этому вопросу. Нужен ли очередной региональный закон о прохождении практики на территории Мурманской области, тем более, что крупные компании таковым вовсе не подчиняются? Он предложил обозначить проблемы, выработать пути их решения и не ограничиваться очередным обсуждением.

Разговор сводился в основном к тому, что по-настоящему заинтересованные в кадрах предприятия организовывают практику так, чтобы специалисты сами хотели пополнить их трудовые коллективы.

Например, главный специалист Кировского филиала АО «Апатит» Светлана Полозкова рассказала, что на этом предприятии весной начинают зазывать к себе на практику студентов со всей России и встречают потом как родных, организуя для иногородних досуг, обеспечивают спецодеждой, выплачивают по 500 рублей суточных. И молодёжь с удовольствием фотографируется в спецовках с символикой предприятия и выкладывает фото в сети — дополнительная реклама.

Представитель Мурманского торгового порта, кстати, рассказав о хорошей организации работы с практикантами, упрекнул представителей учебных заведений в том, что их учащиеся приходят без спецодежды. Такие вот простые примеры взаимного сотрудничества.

Традиционно тепло встречают практикантов и на судоремонтном заводе «Нерпа». Правда, сетуют, что заработная плата на предприятии уже не всегда выдерживает конкуренцию крупных компаний и кадров, особенно инженерных и узких специальностей не хватает.

Проблем было озвучено немало, но общим было мнение, что организация практики на предприятиях во многом зависит от их руководства. Тут и спецодежда, и наставничество, и внимание, и организация быта и питания.

Но и представители учебных заведений признали свои недочёты и сложности в организации производственной практики.