12 ноября в Москве состоялось заседание Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству по тяжелому и нефтегазовому машиностроению и Комитета по металлургии и тяжелому машиностроению на тему: «Проблемы технологического обновления машиностроительного комплекса за счёт внедрения программ инновационного развития предприятий и меры государственной поддержки».

В мероприятии принял участие первый зампред Комитета Госдумы по экономической политике, Президент Лиги содействия оборонным предприятиям Владимир Гутенев, генеральный директор ГНЦ ФГУП «ЦНИИчермет имени И. П. Бардина» Виктор Семенов, руководители департамента станкостроения и инвестиционного машиностроения Минпромторга РФ, департамента государственного регулирования тарифов и инфраструктурных реформ Министерства экономического развития РФ и руководители ведущих предприятий отрасли.

По приглашению Союза машиностроителей России 10-й судоремонтный завод представлял главный инженер Виктор Глухов, он присоединился посредством видеоконференцсвязи.

В заседании принял участие и 10-й судоремонтный завод.

Чтобы поддержать промышленность, в настоящее время на законодательном и административном уровнях сформирован комплекс мер: принятие федерального закона, направленного на стимулирование инвестиций в промышленное производство; для привлечения крупных инвестиций в текущем году принят закон «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации».

Большим спросом у предприятий пользуется Фонд развития промышленности, который в условиях пандемии был докапитализирован на 40 млрд. руб.

«Сейчас основная задача — это создание необходимых преференций отечественным производителям. В августе этого года вступили в силу федеральные законы, направленные на поддержку отечественных товаропроизводителей путем введения минимальной доли закупки российских товаров (изменения в 44-ФЗ и 223-ФЗ). То есть предприятия ОПК, которые выпускают гражданскую продукцию, получают квоты в рамках госзакупок и муниципальных закупок. По оценкам экспертов, это ключевой момент, так как теперь нацпроекты, способны таким образом предоставить госзаказ почти на 1,2 триллиона рублей», — сказал Владимир Гутенев, открывая заседание Экспертного совета Комитета Госдумы РФ.

Сложившиеся в текущем году условия являются беспрецедентным вызовом для машиностроительного комплекса, появилась необходимость адаптации проводимой промышленной политики к новым условиям. Предприятия могут воспользоваться субсидией в целях возмещения затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг, отсрочкой по уплате налогов, а также государственной гарантией по кредитам (ППРФ №651 от 10 мая 2020 г.).

«Была проведена большая работа по включению продукции тяжелого машиностроения в регуляторные механизмы, связанные с ограничениями закупок промышленных товаров, происходящих из иностранных государств. Квотирование по 223-ФЗ предлагает, что минимальная доля закупок от годового объема закупок может достигать от 45-90% в 2021 году и 65-90% к 2023 году. Вместе с тем, на текущий момент параллельно с нормативно-правовой работой Минпромторг в тесном взаимодействии с ГНЦ ФГУП «ЦНИИчермет им. И. П. Бардина» прорабатывает возможность реализации крупных инжиниринговых проектов в области металлургии», — отметил Евгений Муратов, директор Департамента станкостроения и инвестиционного машиностроения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

Председатель Экспертного совета по тяжелому и нефтегазовому машиностроению, председатель Комитета по металлургии и тяжелому машиностроению генеральный директор ФГУП «ЦНИИчермет им. И. П. Бардина», советник Министра промышленности и торговли Российской Федерации Виктор Семенов выступил на тему «Эффективность государственной поддержки отрасли тяжелого машиностроения для инновационного развития предприятий».

«Сегодня в тяжелом металлургическом машиностроении продолжается техническое «перевооружение», активная модернизация.
Ключевой момент в нашей отрасли сейчас — в части квотирования это соблюдение обязательного условия: при покупке предприятиями импортного оборудования и заключения контрактов – сотрудничество с российским инжиниринговым центром. В настоящее время российский инжиниринг способен ответить достойными проектами, признанными на мировом уровне. В рамках этой деятельности существует возможность квотировать поставку, доля в каждой из которой может составить до 25-30% отечественного оборудования», — отметил Виктор Семенов.

Справочно: Благодаря экспертной работе промышленного сообщества в значительной мере трансформирована система госзакупок. По инициативе вице-премьера Юрия Борисова приняты ключевые для нашей промышленности законы по квотированию госзакупок в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ с акцентом на российскую продукцию. На площадке Коллегии ВПК России членами Совета Федерации, депутатами Комиссии Госдумы по развитию ОПК, а также экспертами Союза машиностроителей и Лиги содействия оборонным предприятиям подготовлено и внесено 18 законопроектов, направленных на поддержку и развитие высокотехнологичной промышленности.

По информации Союза машиностроителей России.